Дарья Воробьева, Анастасия Усик
Документальный фильм о жанре мюзикла в России
Теоретическая и проектная записка авторов фильма
Современная ситуация на российском рынке такова, что зритель привык к мюзиклу и полюбил его. Их ставят во многих театрах страны, спектакли идут с большим успехом. Но появилось и достаточное количество театров, заявляющих о производстве мюзиклов, которые не могут считаться таковыми по ряду параметров: нет пения вживую, нет незаметного перехода от речи к пению, песня не продолжает сюжет, танец забыт или вообще непричастен к сюжету, что дискредитирует сам жанр в глазах публики. С другой стороны, производство мюзиклов в России столкнулось с достаточно важной проблемой – не хватает артистов.

До 2016 года профессиональных образовательных программ по направлению "артист мюзикла" в России практически не было. В мюзикл приходили выпускники ГИТИСа и других ВУЗов с направлений оперетта, эстрада, музыкальный театр, и им было сложно переучиваться.

Одним из первых, кто ощутил востребованность актеров мюзикла, стал ГИТИС. В 2016 году на факультете музыкального театра был открыт курс артистов мюзикла – мастерская Лики Руллы. Мастер скомпоновала преподавательский коллектив, в который вошли востребованные артисты мюзикла (Оксана Костецкая, Елена Моисеева, Анна Гученкова, Виктория Канаткина) и режиссеры (Алексей Франдетти, Антон Музыкантский).
Герои фильма
Лика Рулла – актриса театра и кино, мастер курса артистов мюзикла 2016-2020 годы в ГИТИСе. Среди ее известных работ: роль Велмы в мюзикле «Чикаго» (2002-2003 гг., 2013-2014 гг.), «12 стульев» (2003-2004 гг.), «Ромео и Джульетта» (2004-2006 гг.), «MAMMA MIA!» (2007-2008 гг.), роль Эрмины в «Монте-Кристо» (с 2008 г.), роль Екатерины II в мюзикле «Граф Орлов» (2012-2016 гг.), роль Зои в драматическом спектакле «Зойкина Квартира» (с 2012 г.), графиня Вронская в «Анна Каренина» (с 2016 г.), «Золушка» в роли Мачехи (2016-2017 гг.) и т.д. Лика является лауреатом премии имени Анатолия Маренича за исполнительское мастерство и вклад в развитие жанра мюзикла в России.

Оксана Костецкая – актриса театра и кино, режиссер и педагог по актерскому мастерству на курсе Л. Руллы. Закончила факультет музыкального театра в ГИТИСе (мастерская Г. Ансимова) и аспирантуру РАТИ по специальности «режиссура и мастерство актера». Некоторые из известных работ в сфере мюзикла: «Норд-Ост» в роли Марии Васильевны Татариновой (2001 г.), «Кошки» как Джеллилорум (2004 г.), «Красавица и Чудовище» (2008 г.), «Кабаре» (2009 г.), Эрмина в «Монте-Кристо» (2012 г.), «Граф Орлов» (2012 г.), «Принцесса цирка», «ПраймТайм» (2020 г.) и другие. За роль Крестной в мюзикле ТМ «Все о Золушке» в 2016 году получила премию «Золотая Маска».

Елена Моисеева – актриса театра и кино, педагог по вокалу в мастерской Лики Руллы в ГИТИСе. Закончила факультет музыкального театра в ГИТИСе (курс Г. Ансимова). Среди ее известных работ: «Норд-Ост» (2001 г.), «Красавица и Чудовище» (2008 г.), «Принцесса цирка», «Все о Золушке» в роли Мачехи, «ПраймТайм» (2020 г.) и другие.

Анна Гученкова – актриса театра и кино, педагог по вокалу в мастерской Лики Руллы в ГИТИСе. Училась на курсе Ю. Валисьева и М.Борисова в ГИТИСе. Играла в мюзиклах: «12 стульев» (2003-2004), «Кошки» (2005-2006 гг.), «MAMMA MIA!» (2006-2008 гг.), «Монте-Кристо» (2008 г.), «Кабаре» (с 2009 г.), «Красавица и Чудовище», «Принцесса цирка», «Все о Золушке», «Первое свидание» и т.д. Работы в кино: «Золушка.ru», «Если у вас нету тети» и др. Анна является лауреатом международного конкурса академического жанра.

Виктория Канаткина – актриса российских мюзиклов, одна из востребованных артистов в «Stage Entertainment Russia», педагог-хореограф на курсе мюзикла Л. Руллы. Ее можно узнать по таким работам, как мюзикл «Кошки» (2005 г.) в роли Рамплтизер, «MAMMA MIA!» (2006-2008 гг.), «Красавица и Чудовище» (2014 г.), «Кабаре» (2016 г.), «Золушка» в роли Шарлотты (2016-2017 гг.), мюзикл «Привидение» (2016-2017 гг.) и другие.

Алексей Франдетти – российский режиссер кино и тетра, актер, педагог в мастерской Л. Руллы в ГИТИСе. Двукратный лауреат премии «Золотая маска». Режиссер таких постановок как «Viva la mamma» в Красноярском театре оперы и балета, «Бернарда Альба» в Свердловском театре музыкальной комедии, «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-Стрит» в театре на Таганке, «Стиляги» в театре Наций и т.д.

Антон Музыкантский – российский театральный режиссер, педагог на курсе Лики Руллы в ГИТИСе. Его работы: рок-мюзикл «Кэрри», «Ближе к норме», «Последний звонок», «Игра в мюзикл».

Студенты: Екатерина Бусыгина, Иван Лаврухин, Эмиль Салес, Дарья Зайцева, Вилена Соколова, Наталья Инькова.

В нашей работе мы попытались проанализировать новый опыт ГИТИСа посредством участия в репетиционном, учебном и сценическом процессе студентов-выпускников мастерской Лики Руллы.
Существующие примеры документальных фильмов о жанре
Российские документальные фильмы, затрагивающие подобные темы, включают в себя, например, «Буду актером» (реж. Саша Горяинова, 2017) о поступающих в театральные вузы абитуриентах, «Юнона» (реж. Родион Бельков, 2014) о рок-опере Московского театра "Ленком" "Юнона и Авось", «Большие декорации» (реж. Юлия Балабанова, 2017) об оперной певице Мариинского театра и «Закулисье. Московский театр мюзикла» (реж. Татьяна Александрова, 2016) о постановке оперетты «Принцесса цирка» в Московском театре мюзикла. В 2014 году телеканал «Культура» выпустил многосерийный проект «Бродвей. История в лицах и танцах» (реж. Егор Хохлачев, 2014) о появлении жанра в США и его развитии на Западе. Также существует множество документальных фильмов о мюзикле «Норд-Ост», которые, в основном, фокусируются на теракте, произошедшим во время спектакля 23 октября 2002 года.

Зарубежные документальные фильмы о жанре мюзикла посвящены не только спектаклям, но и выдающимся лицам в этой индустрии: например, актрисам Кэрол Чэннинг («Carol Channing: Larger Than Life», реж. Дори Беринстейн, 2011), Элейн Стритч (Elaine Stritch: Shoot Me», реж. Чиеми Карасава, 2014). Некоторые документальные работы об определенных спектаклях в Америке – самые известные из них, например, рассказывают о провалах и успехах некоторых шоу: «Merrily We Roll Along» («Best Worst Thing That Ever Could Have Happened», реж. Лонни Прайс, 2016), «Мисс Сайгон» («The Heat Is On: The Making of Miss Saigon», реж. Дэвид Райт, 1989), есть также и документальные работы о записях каст-альбомов – «Original Cast Album: Company» (реж. Д. А. Пеннбейкер, 1790) – самая ранняя из упомянутых мною работ, снятая в 1970 году. В это время в СССР оставалось 5 лет до создания одной из первых рок-опер в стране «Орфей и Эвридика», поэтому существование документальных фильмов о жанре мюзикла представлялось невозможным ввиду отсутствия собственно объектов для съемки.


Все документальные кинофильмы о мюзиклах можно разделить на несколько основных категорий:


  1. Фильмы о спектаклях (о их создании, провале, успехе, возобновлении и т. д.)

  2. Фильмы об истории жанра

  3. Фильмы о знаменитых личностях, внесших большой вклад в развитие музыкального театра

Наш фильм отличается от большинства уже созданных работ уникальностью подачи и уклоном в образовательную тему, а также уходом от единого фокуса – мы рассказываем не исключительно об истории жанра и определенных спектаклях, а кратко показываем то, как индустрия существовала раньше, и что с ней будет потом.
Проблема
Первым делом, для нашего авторского документального фильма выбрана основная проблема, которую хочется осветить – нехватка профессиональных артистов мюзикла для успешного развития и популяризации жанра. Затем мы сфокусировались на конкретном месте и отрезке времени – учебное заведение ГИТИС, курс артистов мюзикла Лики Руллы, 2016-2020 годы. Главный герой фильма – это сам жанр мюзикла. Педагоги и студенты ГИТИСа – это наши действующие лица, посредством которых и рассказана история, озвучена проблематика и приоткрыто окно в будущее жанра мюзикл в России.
Приемы
Наш короткий метр основывается на интервью экспертов и кадрах учебного процесса студентов курса Лики Руллы. Для акцентирования внимания на проблемах индустрии жанра использован метод сопоставления: первые шаги студентов в учебном процессе и как результат обучения отрывки из итоговых работ, рассуждения о том, как ребята видят свое будущее; мюзикл пару лет назад, и его развитие и существование в данный момент; становление и обучение артиста мюзикла в прошлом и возможности получения им специализированного образования сейчас.

Также в фильме используется метод наблюдения, где героям приходится говорить на камеру, они делятся своими историями с интервьюером, увлекаются повествованием и забывают о камере, показывают настоящие эмоции и реакции на вопросы.

Также для визуализации истории важен «воздух», чтобы зритель не только находился «в помещении» (учебный процесс, спектакли, интервью), но вышел за границы, дышал «воздухом», как отмечали во время лекции Артем Фирсанов (документалист, автор фильма «7») и Валерий Печейкин (сценарист-документалист и театральный автор). Этот метод поможет зрителю не замкнуться в одном пространстве, не прервать просмотр из-за скуки и повторяющейся картинки.
Цель фильма
Фильм может привлечь внимание аудитории к мюзиклу, рассказать о существующих проблемах, заинтересовать их и увеличить популярность жанра в России. Фильм будет полезен и поклонникам мюзиклов, поскольку в нем героями предлагается решение некоторых проблем, которые, возможно, они смогут решить. Также, т. к. Лика Рулла набирает в этом году свой второй курс артистов мюзикла, потенциальные абитуриенты смогут ознакомиться с тем, как обучались их предшественники и узнать больше о поступлении и жизни в театральном вузе, а также предполагаемым будущим первых выпускников.
Авторы фильма и статьи — Анастасия Усик, Дарья Воробьева
студенты 4 курса программ "Медиакоммуникации" и "Журналистика" НИУ ВШЭ
2020
Made on
Tilda