офгруппы артистов
как сделать группу любимого артиста великой
В ноябре в нашей группе Вконтакте проходил спецпроект "Культовые роли российских артистов", и подбирая материалы для постов я часто обращалась к группам артистов. Их ведут по-разному: одни вдумчиво и внимательно, другие от случая к случаю. Но во всех случаях заметен большой труд и искренняя любовь к артистам. По итогу изучения нескольких десятков групп я решила составить чек-лист для всех владельцев, администраторов или модераторов, которые хотят, чтобы у их "героя" была лучшая группа.
Итак, поехали.
The Naming of Cats is a difficult matter
1. Название
Хорошо, если оно содержит имя и фамилию артиста. Идеально, если в именительном падеже.
Главное правило для хорошего названия офгруппы — его должно быть просто найти поиском по сообществам. Это легко сработает для групп Анна Гученкова|Официальная группа, Игорь БАЛАЛАЕВ online :), ‡‡АЛЕКСАНДР МАРАКУЛИН•ALEXANDR MARAKULIN‡‡, ДМИТРИЙ ЕРМАК | DMITRY ERMAK |Официальная группа и многих других. Сообщество Официальная группа актрисы Теоны Дольниковой найти уже сложнее. А группу Наталия Быстрова | Официальная группа я нашла случайно, перебрав все возможные падежи, потому что по привычке вводила имя "Наталья", а не Наталия.

Конечно, правило относится к более-менее массовым официальным сообществам. Если у вас закрытая фан-тусовка, то названия вроде Фан-клуб стройных ног Казьмина. И не только. вполне допустимы.
Name of the cat
Close every door to me, hide all the world from me
2. Тип группы
Сообщество артиста должно быть открытым. Главные цели группы — быть визитной карточкой, продвигать творчество артиста и создавать атмосферу для поклонников. Правильный формат для достижения любой из них — открытая группа. Время закрытых междусобойчиков и комнат "по приглашению" прошло. Делать такое в 2020 году — показатель незрелости.

P.S. Да, бывают случаи, когда может показаться, что в закрытом сообществе легче и удобнее делать какие-то вещи: обмениваться пиратским контентом, обсуждать секреты без лишних ушей, публиковать внутреннюю кухню "от звезды". Но если вы не можете опубликовать что-то в открытом сообществе, скорее всего, это не нужно, неэтично или преждевременно придавать огласке в принципе.
History has its eyes on you
3. Информация
Главное, что должно быть в информационном блоке — биография артиста. Все остальное не так важно.
Если умеете в оформление, можно сделать красивое меню, обложку и прочие хайлайты. Если нет, то в первом блоке, который видит посетитель группы, можно написать приветствие новичкам, новости или правила общения. Но ключевая информация, которая будет актуальна всегда — перечень сыгранных ролей. Это главные вехи творческой жизни артиста, его "рекорды" и ориентир для поклонников. Третий раз повторю: эта информация должна быть на первом месте.

Причем, очень важно, чтобы администратор группы не забывал её обновлять. Также здесь важно быть максимально информативным. Я встречала группы, где были написаны названия мюзиклов и указание "роль", "участие" и так далее, без конкретики. Как правило, так делают, если артист играл в ансамбле или исполнял второстепенную роль. Так поступать не нужно. Любая роль важна, и новому участнику группы это знание поможет лучше узнать артиста. Пример качественного оформления welcome page — Андрей Бирин - Andrey Birin's Official Group.
Name of the cat
Precision and order
That's all that I ask
The running of a household
A straightforward task
4. Фотоальбомы
Сразу сортируйте все фотографии по тематическим альбомам. Нужно на старте развития группы понимать, что фотографий будет много, и классификация спасет администрации и участникам группы целую вечность времени. Когда речь идет об артистах мюзиклов, логично завести отдельный альбом на каждый проект, в котором участвует артист. Если снимается в кино и дает концерты — тоже по альбому на каждое мероприятие. Отдельно складываем фотографии вне проектов, например, с поклонниками на служебке или профессиональные портфолио для СМИ.

Каждый альбом нужно подписать названием проекта, в идеале указать год, когда артист играл в нем, и в описании альбома обозначить роль. Останавливайте себя, когда вам хочется проявить креатив и назвать альбомы как-то загадочно или оригинально — сохраните идеи для постов в группе. Фотоальбомы надо подписывать просто и прямо, как банки с крупами на кухне. Хороший пример организации фотоальбомов можно подсмотреть в группах Дениса Котельникова и Ярослава Баярунаса.
One normal night
That's all I want
That's all I need from you
One normal house
5. Фотографии
Ключевой принцип для админа в отборе фотографий: лучше меньше, да лучше.
Чтобы правильно сделать любое дело, нужно перед началом задавать себе вопрос: а зачем я это делаю, чего хочу добиться? Когда я открываю фотоальбом артиста и вижу там 500 одинаковых фотографий с поклонов, я понимаю, что админ себе этот вопрос не задал.

При отборе фотографий нужно, прежде всего, руководствоваться качеством. Хорошо, если спектакль с вашим артистом отфоткал Юрий Богомаз или Александр Утюпин и Наталья Даниловцева. Неплохо, если удастся в репортажах СМИ найти фотографии спектакля, которых нет на официальном сайте проекта. И даже если этого не случилось, можно использовать кадры фотографов-любителей, блогеров или просто зрителей. Но к ним нужно предъявлять те же самые требования: фокус, композиция кадра, свет, нормальное выражение лица не только у "вашего" артиста, но у всех, кто в кадре.

Приведу конкретный пример: авторы сообщества Musecube делают огромное количество фотографий с мероприятий, в том числе мюзиклов. Это очень хорошо. Плохо, что из 50-100 кадров хорошим будет один. Вот ваша задача, как админа группы, не заливать в альбом все фотографии с артистом, а найти одну хорошую и опубликовать её. А если в этом заходе хороших нет, лучше не добавлять ничего.

Отдельно нужно обсудить жанр, который называется "фотографии с поклонов". В некоторых группах альбомы постановок заполонены сотнями таких кадров, где артист с цветами отфоткан десятью поклонниками с разных ракурсов. Каждый делает по 10-15 снимков, и все это заливается в группу. Для сообщества это ненужный и некачественный контент, среди которого сложно потом найти хорошие кадры. А артисту на порядок важнее будет на поклонах увидеть ваши глаза и живые эмоции, услышать аплодисменты и восклицания.
Name of the cat
But now we're one of a kind
No category
Too many years
Lost in history
6. Видео
В отношении видео действуют те же правила, что и к оформлению фотоальбомов и качеству кадров. На практике, видео оформляют гораздо реже, чем фото, но тем больший почет и уважение тем администраторам, кто это делает. Равняться можно, например, на офгруппу Ивана Ожогина.

Очень важно не лениться и заполнять все поля (название, описание и т.д.) как для загружаемого, так и для добавленного видео из другого источника. Причем, если в текущий момент всем будет понятно, о чем речь, если вы назовете видео "Актер говорит о своей новой роли", то через 5-10 лет пользователю придется совершать лишние действия: открывать видео, вспоминать, о какой роли речь. Лучше сразу все писать максимально конкретно.

Насчет пиратского видео. Это касается как официальной съемки мюзикла, которая продается за деньги, так и самопальных съемок спектакля поклонниками. Лучше не портить официальную группу артиста таким контентом. Как ни крути, это воровство, нарушение авторских прав и некорректное зрительское поведение.
And even without clucking like a hen
Everyone gets noticed, now and then,
Unless, of course, that personage should be
Invisible, inconsequential me!
7. Обсуждения
Сразу определитесь, нужны ли вам они, и если нет — удалите эту опцию.
Как понять, нужны ли обсуждения в офгруппе артиста? Очень просто: посмотреть на портрет аудитории, действующей или потенциальной. Статистику в готовом виде вам покажет Вконтакте.

Если ваши подписчики — "олды" (30+), то есть те, чья Интернетная юность пришлась на форумы и жж, то формат обсуждений будет им комфортен и приятен. Они привыкли, что обмен мнениями вращается вокруг темы и может растянуться на дни, месяцы и даже годы. Чтобы облегчить им жизнь, можете сразу создать заготовки тем, вроде "обмен мнениями о мюзикле", "как состоялось мое первое знакомство с артистом" или "роли и постановки, о которых мы мечтаем".

Если статистика показывает, что ядро аудитории (то есть большинство подписчиков) находится в диапазоне 13-30 лет, то это поколение Фейсбука, Твиттера и Телеграма. Это значит, что они привыкли к ситуативной дискуссии: есть повод, собрались, обсудили, поспорили, разошлись и назавтра всё забыли. Им будет комфортнее отвечать не в отдельной ветке обсуждений, а прямо под постом в ленте.

Простой способ проверить необходимость обсуждений в уже существующем сообществе: откройте страницу и посмотрите даты последнего сообщения в последних трех ветках. Если они были сделаны более месяца назад в самой последней и более 3 месяцев в двух остальных, обсуждения вам не нужны. Вот пример сообщества, где использование дискуссий по темам уместно и адекватно. Вот этот пример "на грани" — тем мало, активность низкая, хоть и присутствует, возможно аудитории стоит предложить более удобный формат (например, собирать пожелания по песням для стримов в отдельных постах раз в пару месяцев). А вот здесь и здесь блок с обсуждениями можно спокойно убрать со страницы, и никто не заметит разницы.
Name of the cat
Hello!
My name is Elder Price
And I would like to share with you
The most amazing book
8. Контакты
Всегда заполняйте блок с контактами группы. Желательно, чтобы там было указано не менее 3 человек (на случай, если кто-то умрет или будет заблокирован Вконтакте). Вы никогда не знаете, какой случай можно упустить, если не оставить свой контакт. Не рассчитывайте на то, что не найдя информации об администрации группы, человек напишет свой вопрос или предложение в обсуждениях или комментариях. В общем, не скрывайте руководящий состав офгруппы, это вам самим пригодится.
No need to be embarrassed. I like being looked
at. And you like to look. I know a way to make
us both happy.
9. Контент
Перефразируя классика, все "плохие" группы совершают одни и те же ошибки, у каждой "хорошей" — свой секрет успеха.
Если все, что написано в предыдущих 8 пунктах, требует всего лишь аккуратного исполнения и немного усидчивости, то посты в офгруппе артиста нельзя написать по универсальной инструкции. Атмосферу группы, ее популярность и жизнеспособность, полностью определяет контент. Именно он привлекает определенную аудиторию либо отторгается ею. Свой контент вам придется искать самим, путем проб и ошибок, но несколько общих рекомендаций лучше соблюдать.

1. Сначала уроки — потом мультики. Контент должен быть полезным и интересным, именно в такой последовательности. Чтобы нести статус официальной группы артиста, туда нужно своевременно постить, прежде всего, расписание и замены. В идеале, конечно, договориться с артистом и получать эту информацию напрямую от него и первыми. Не получилось договориться — искать, мониторить группы проектов, в которых участвует артист, подписаться на новости Яндекс или Гугл по соответствующему запросу.

2. Помните, что вы нишевая группа, рассчитанная на определенную узкую аудиторию. Универсальный контент, который используют большие группы, убьет неповторимый дух вашего сообщества.

3. Если не знаете, о чем писать, спросите у подписчиков. А также вовлекайте их в создание контента: текстового, фото, видео.

4. Придумать на старте рубрики — это неплохо, но не нужно за них держаться до скончания веков, спустя полгода-год даже самые классные из них выдохнутся и всех достанут.

5. Участвуйте и инициируйте коллаборации с офгруппами других артистов и "общими" сообществами, вроде Stage Door или группы мюзиклов.
Name of the cat
Do you think in that moment
When my big moment came
That I treated the rules
With casual disdain
Well, LIKE HELL!
10. Правила общения
Итак, вы сделали красиво и правильно оформленное сообщество, наполняете его классным, интересным и полезным контентом. А потом приходят люди, и всё портят. Это, конечно, не так: люди просто делают группу живой, то есть не идеальной. В момент, когда в ваше сообщество вступает первый подписчик, кончается единовластное "ожидание" и начинается "реальность". Пытаться подстроить группу под картинку в голове админа — все равно, что пытаться сохранить порядок в игровой комнате, пока там находятся дети. Да, в определенные часы имеет смысл расставить игрушки по местам, но все остальное время ими должны играть дети, они для этого созданы.

Любое общение, тем более людей увлеченных, часто приводит к конфликтам и ссорам. Здесь очень многое зависит от личности админа, его умения ненавязчиво, но твердо и терпеливо приучить участников группы к стилю дискуссии, которая ему близка. Не сразу, но со временем офгруппа становится отражением не только артиста, чье имя вынесено в заголовке, но и команды админов.

Как вовремя понять, что общение в вашей группе становится токсичным? Почитайте комментарии участников при обсуждении острых вопросов. Спор, дискуссия — это нормальные явления. Если участники опровергают идеи друг друга или приводят аргументы в защиту своей позиции, то все в порядке. Но если человек или группа людей объявляет себя правым по всем вопросам, и споря на тему, критикует оппонента, а не то, что он говорит (проще говоря, переходит на личности: "ты говоришь глупость" вместо "я считаю иначе, потому что..."), то это люди с признаками токсичности, которым нужно напомнить правила продуктивного общения.

Насчет собственно правил. Их можно четко сформулировать и вынести в закреп, можно установить неформальные правила и периодически их напоминать. Я предпочитаю первое, но тут на ваш вкус. А вот с наказаниями лучше не жестить. Во-первых, всегда надо давать людям второй и третий шанс. Во-вторых, каждый активный поклонник — это ценный человек для офгруппы. В-третьих, люди меняются. Я, например, всегда была противником "вечных" банов, предпочитая более гуманную систему нескольких предупреждений, недельных ограничений возможности комментировать, и в крайнем случае, блокировки на месяц. А вот себя я с удивлением нашла в "черном списке" группы Екатерины Гусевой, в которой не состояла и не участвовала — видимо бан был превентивным с времен, когда я работала в пресс-службе мюзикла "Граф Орлов" и могла сделать замечание за контрафактную видеозапись.
Перед созданием группы задайте себе вопрос: зачем я это делаю?
Это самые общие правила хорошей группы. Их можно составлять сотнями, но суть в том, что этот путь каждый админ проходит сам, руководствуясь собственным мнением и обратной связью от участников группы.

Ведение группы мюзиклового артиста — растянутый во времени процесс, и за годы можно забыть, с чего все начиналось и зачем, и потерять что-то важное, заложенное изначально. Поэтому на старте запишите все цели и задачи офгруппы, и напоминайте их себе периодически. И еще обязательно прочитайте о вещах, которые нельзя делать никогда. И никогда их не делайте.
Вещи, которые нельзя делать никогда
1. Вести группу против воли артиста

Большинство артистов будет только радо помощи. Я знаю случаи, когда отношения артиста и поклонника, управляющего фан-сообществом, превращались в хорошую дружбу. Но если так случилось, что артист ответил отказом на ваше предложение о группе, это его право, и нельзя идти вопреки его воле. От любви до ненависти один шаг, и он состоит из игнора. "Навязанная" группа очень быстро скатится в хейтерство и ненависть.

2. Негативно высказываться в адрес других артистов

Неважно, с кем делит роль "ваш" артист, неважно, с кем из коллег у него лично хорошие или плохие отношения — вас это никак не касается. Негатив по отношению к артистам в офгруппах — признак худшего проявления фанатизма и пятно на репутации артиста, в чьей группе это происходит.

3. Воровать идеи, контент и аудиторию у коллег

Всего один случай плагиата накладывает отпечаток на всю дальнейшую творческую жизнь: это роспись в собственной несостоятельности как автора. Это верно для любой формы воровства у коллег по цеху. На короткой дистанции вы получите выгоду, на длинной - это конец карьеры. У меня был случай, когда участник чата, посвященного индустрии мюзикла, сделал его закрытую копию, добавив туда две трети аудитории "общего" чата. На короткой дистанции человек добился своего: интенсивность общения в большом чате снизилась, в закрытом - возросла, и там оказалось легче негативно обсуждать людей и делиться слухами. На длинной дистанции человек навсегда выписал себя из числа участников индустрии, получив статус "фанатья".
В конце хочу сказать искреннее спасибо всем администраторам, модераторам и активным участникам, которые годами развивают офгруппы артистов, объединяют их поклонников и публикуют актуальные, интересные посты. Вы все очень крутые! Помните об этом в моменты, когда слышите от людей больше критики, чем похвал. Критикуют всегда чаще, чем хвалят. Но я знаю, что жизнь обязательно отблагодарит вас за труд и искренность. Я знаю случаи, когда администраторы офгрупп артистов становились профессионалами индустрии мюзикла, или просто находили себе друзей на всю жизнь. Хорошо делай — хорошо будет.
автор текста — Наталья Степанова
Made on
Tilda