обзор постановки
Шахматы
мюзикл не про шахматы
Вечером 23 января пока спецприемники в Москве были переполнены задержанными на акции протеста, а другая половина арестованных ждала очереди в автобусах и полицейских машинах, мы с другом ехали на мюзикл "Шахматы". Центр постепенно пустел, но на станциях метро, даже дальних, вроде Кунцевской дежурили наряды "космонавтов". На всякий случай решили ехать до Фрунзенской не через центр, а по кольцу с двумя пересадками — сегодня была единственная наша возможность посмотреть мюзикл, и её не хотелось упускать.
Это был один из первых показов "Шахмат" после снятия жестких 25% ограничений вместимости зала. По беглой оценке, почти все 50% мест были заняты в этот день.
Если вас интересует краткое впечатление о мюзикле "Шахматы", то для меня это драматургически провальный и музыкально слабый спектакль, который в целом едва тянет на "норм". Можете сейчас уйти с этой оценкой, но если останетесь, то дальше я расскажу, почему при всем этом "Шахматы" — уникальное, острое и важное явление в мюзикловой жизни России.
Зрительское восприятие мюзикла складывается из его оценки за следующие составляющие: сюжет, музыка, артисты, режиссура, либретто, декорации, свет/звук, костюмы, реклама — у каждого человека "вес" того или иного параметра различается. Для меня, например, драматургия весит все 80%, а артисты почти не принципиальны, а для многих поклонников мюзиклов каст полностью "делает" спектакль. Также в формуле восприятия мюзикла часто присутствует коэффициент "настроения зрителя", который невозможно вычислить. В репортаже ниже я поделюсь своим фидбеком по каждому параметру, и тогда станет понятно, почему мое резюме по "Шахматам" настолько противоречивое.
Увертюра
Очень люблю увертюры — на моем первом мюзикле ("Кошки") именно в этот момент у меня случился момент "запечатления" на жанр. Увертюра "Шахмат" мне показалось тоскливой, нудноватой, с нелогичным взрывом в конце. Хотя если рассматривать первую композицию как эмоциональное и драматургическое отображение всей истории, то увертюра соответствует спектаклю.
Открывающая сцена
Значение первой сцены истории сложно переоценить. В ней зритель знакомится с главным героем, изучает правила мира истории, здесь возникает сопереживание персонажам, вводится авторская посылка и определяются вещи, которые необходимо исправить в жизни героя по ходу пьесы.


В открывающей сцене "Шахмат" нам показывают советскую квартиру главного героя, шахматиста Анатолия Сергиевского, которые собирается на чемпионат мира. Кроме него в сете присутствуют жена Светлана и сын. 5-летний мальчик используется в сцене как реквизит — он нужен, чтобы отец сказал фразу, как важно уметь мыслить наперед и всех переиграть, и чтобы принять фамильные часы в подарок. Ни на что из этого ребенок не реагирует и не отвечает.
Made on
Tilda