ТОП-7
блогов о мюзиклах
Кого читать, чтобы разбираться в индустрии мюзикла
Все знают, что с литературой по мюзиклам все очень сложно. А на русском языке её вообще нет. "Официальная" журналистика редко радует качественными материалами на тему мюзиклов. У всех, кто хочет заглянуть за изнанку жанра, узнать его историю, специфику, технологии возникают сложности. Впрочем, читая этот сайт, вы уже находитесь на верном пути. А мы собрали лучшие примеры мюзикловых блогов от российских специалистов и любителей жанра.
"Меня зовут Ксюша, и (периодически) я пишу в этот канал что-то про техническую сторону театра. Когда в мире не бушует пандемия, я работаю стейдж-менеджером и техническим переводчиком — про это тоже рассказываю время от времени, и мне можно задавать об этом вопросы".

Ксения
стейдж-менеджер
Примеры постов
Если вы досмотрели Bombshell in Concert до поклонов (а стоило бы, потому что там еще финалочка после), то теперь вы понимаете всю важность так называемых кью-лайтов (световых сигналов, подаваемых на те или иные команды). Если бы за станками оркестра висел бы такой сигнал, то восхитительные Меган Хилти и Кэтрин МакФи ориентировались бы на него, а не на ограниченый обзор. И не попытались бы дважды выйти на чужой поклон!
Примеры постов
Стандартный набор документов, существующий на каждом проекте в идеальном мире, выглядит примерно так:

- Сценарий
- Cast and Crew contact/information sheet
- Расписание репетиций
- Расписание на день спектакля
- Разбивка сцены/персонажи
- Calling Script
- Run Sheets
- Blocking script
- Actor Tracks
- Preset List
- Всевозможные документы цехов
- Отчеты о репетициях
- Отчеты о спектаклях
- Отчеты о происшествиях

Примечание редактора: в посте описан каждый пункт.
Примеры постов
Одно из моих самых слабых мест в работе это score reading. Я умею это делать, я попадаю в нужные доли и такты, но мне нужно потратить приличное количество времени, чтобы разобрать конкретный клавир и это вызывает огромные страдания и приличного размера неуверенность в себе.

Вчера я выяснила, что в бродвейском мюзикле Frozen, который далеко не самый простой по проведению, минимум часть музыкальных номеров записана счетами, а не нотными знаками.

Желания научиться нормально и быстро разбираться в нотах это не отменяет, но определенно снижает градус страданий.
"Записки режиссёра Vol.2
Серьезно о несерьезном жанре
Вся правда о музыкальном театре"

Алексей
режиссер
Примеры постов
Мюзикл без живых музыкантов, это не мюзикл , а подделка. Зараза , которую привезли французы – фонограмма минус, под которую идут почти все их comedie musicale (которые , сорри, к театру имеют очень мало отношения) , довольно быстро распространилась. Похлеще коронавируса. Почти в каждом театре есть спектакль, где на афише стоит гордое «мюзикл» , а живых музыкантов там и нет.

Развитие современных технологий, к сожалению, привело к уменьшению музыкантов в оркестровой яме. Содержать оркестр, особенно приглашённый на каждый спектакль – очень дорого. Сегодня средний бродвейский оркестр- 10 музыкантов. Иногда меньше. Прекрасный мюзикл «Дорогой Эван Хенсен» идёт в сопровождении 6 человек. На «Призраке оперы» мы слышим звучание симфонического оркестра, а по факту в яме 1/6 от того, что мы слышим. Но даже этот небольшой состав- живая энергия, хотя и залакированная новыми технологиями.
Примеры постов
Почему я не люблю прослушивания ? Очень много сил затрачиваю. И физических и моральных. Да, артист очень переживает , нервничает и ему нужна эта работа. Но он делает это ОДИН раз в день. Те , кто сидит в комиссии вынуждены делать это несколько десятков раз за день. Профессиональный цинизм у меня ещё не выработался (да я и не хочу) , поэтому эмоционально подключаюсь к каждому.

Правильный кастинг- уже половина успеха постановки. «Рынок» артистов у нас очень маленький. Выбирать и правда особо не из кого. Поэтому и переходят одни и те же артисты из постановки в постановку.

Особо раздражает формулировка «ну я же артист, я не подхожу на эту роль, но я могу сыграть, вырастить роль …» Хм… хм-хм… Во первых, фактуру никто не отменял, а во вторых, в силу очень короткого репетиционного периода, артист уже должен максимально быть тем персонажем , на которого его утверждают. «Растить» - нет ни времени, ни, честно признаюсь, желания. Мы ж не садоводы.
Примеры постов
Несмотря на то, что удачно решённое пространство это результат совместной работы и сговора, на зрителя очень часто производит первое впечатление именно сценография. Диалог с художником — это чаще всего конфликт, в результате которого и рождается та истина, которая поражает воображение зрителя.

Мне повезло работать с замечательными художниками. Художниками-соавторами. Большинство спектаклей мы придумали с Тимофеем @ryabushinskiy каждый осуществленный замысел от крутящейся стены до самолётов – реальный ребёнок. Я помню, как моё воображение потрясли встающие льды в «Норд-осте» и поэтому мне так дорога работа со старшим коллегой Зиновием Марголиным. С Настей @stafica мы очень часто друг другу умудряемся показать одни и те же источники вдохновения. Слава Окунев- волшебник, известный фанатам мюзикла по «Анне Карениной». Каждый художник уникален.
"Режиссёр музыкального театра, коуч, педагог. Перевожу фрагменты из англоязычных книг о театре. Собираю истории. https://teleg.run/okoloteatra"

Валерия
режиссер
Примеры постов
Начнем с того, что фотография в анкете несет не художественную, а техническую функцию. Она нужна постановщикам для того, чтобы быстро идентифицировать вас. По итогам прослушиваний от вас останутся фотография, пара коротких заметок, общее воспоминание и, если повезет, видео. Когда вечером участники комиссии захотят обсудить актера, которому поставили жирный + (плюс, а не крест), прежде всего они станут вспоминать, как этот человек выглядит, чтобы сопоставить заметки из личного блокнота, где вы скорее всего обозначены номером, с визуальными впечатлениями от вашего выступления. Для иностранцев, которые с трудом могут прочесть ваше имя в анкете, номер и фотография — единственный способ вас опознать.

Портрет для анкеты — ваша визитная карточка и показатель профессионализма одновременно. Вы действительно хотите остаться в памяти жюри, как парень с распальцовкой в майке с надписью FUCK YOU, BITCHES? Даже если вы показались хорошо, подобное самовыражение даст повод задуматься, так ли уж нужен этот упоротый рокер в нашем добром детском спектакле.
Примеры постов
Некоторые типы появились еще во времена музыкальной комедии, когда жанр мюзикла только зарождался. К ним относятся:

Torch song — «песня с факелом», по-русски мы бы сказали — песня со свечой. В моем окошке все еще горит для тебя свеча, иди на свет, милый — вот краткая характеристика такой песни. Обычно это песня на сентиментальную тему, в которой герой или героиня жалуются на неразделенную любовь, остывшие чувства или тоскуют о потерянном возлюбленном. Пример более современной версии такой песни: Losing My Mind (Follies).

List song — песня-список. В музыкальной комедии песни не были интегрированы в сюжет и звучали скорее как вставные номера. Для демострации своего чувства юмора и умения обращаться с рифмой авторы частенько писали песни, в которых герой просто что-то перечислял. Часто в них использовался прием игры слов. Пример: La Vie Boheme (Rent).

Charm song — песня-очарование. В таком номере персонаж нас немного очаровывает, рассказывает о чем-то из своей повседневной жизни, к чему мы можем подключиться как зрители и найти что-то общее с этим героем. Пример: Wouldn't It Be Loverly? (My Fair Lady)
Примеры постов
У вас в руках текст сцены или песни. Вам нужно разобраться, чего хочет герой, и что вы хотите донести до зрителя.

Анализируя текст, вступайте с ним в диалог, задавайте наводящие вопросы. Существуют целые опросники и анкеты для работы с текстом, как-нибудь об этом будет отдельная статья.

Определите сверхзадачу и задачи вашего героя, затем поделите текст на части и мысли. Подберите к ним действенные слова, которыми можно описать, как ваш персонаж добивается того, к чему стремится, а если ему что-то мешает, как он это преодолевает.
"You can't cancel the musical! I was considering changing my name to Maria! (c) Rachel Berry
Still not Rachel Berry: @whotellsyostory"

Анастасия
поклонник жанра
Примеры постов
Waitress вообще максимально наглядный пример всевозможных celebrity castings и постоянных ротаций актеров, некоторые им удавались получше - на главных ролях побывало множество золотых голосов Бродвея (а в паре с Николетт Робинсон даже хотел играть ее муж, Лесли Одом-младший, но что-то у них не срослось), некоторые - похуже (не знаю, в Waitress или в каком-то другом мюзикле зародилась пагубная традиция приглашать на небольшие роли ютуберов-миллионщиков и прочих медийных персон, но их это проклятие настигло несколько раз, и не только в Нью-Йорке).
Примеры постов
В инстаграме уже некоторое время работает еще один проект, родившийся в самоизоляции как реакция на закрытые американские театры: Broadway_Isolation_Project. Все как полагается: бродвейские артисты записывают дуэты, трио и квартеты, в которых персонажи проходят через сходные эмоциональные переживания, но физически рядом друг с другом не находятся - и объединена эта серия видео концепцией "No One Is Alone Truly".

Для тех, кто страдает от афиш петербургского Музкома с "Уважаемые зрители! Завтра спектакля нет!" и спит и видит, когда уже можно будет посмотреть на Гордеева в кожаных штанах или поющих на разрыв Диевскую с Вавиловой, американские коллеги - королева риффов Натали Вайсс и Кэролин Боуман (Эльза из Frozen-тура) - исполняют композицию "In His Eyes".
Примеры постов
У многих руководителей проектов бывают такие случаи, когда сроки горят, ресурса не хватает, и приходится собственной грудью закрывать амбразуру.

Сонграйтеры не стали исключением - вот, например, в прошлом июле в касте мюзикла "Six" случилось ЧП - заболели и девушки из основного состава, и alternates, и даже всемогущая understudy Коллет Гитарт. Сначала пришлось вызывать тяжелую артиллерию в лице Дженезис Линеи (Anna of Cleaves с оригинального альбома), которая до этого уже выступала в апреле в качестве emergency cover. Когда и этого не хватило, в колготки в сеточку и гостевые кожаные шорты пришлось облачаться уже Тоби Марлоу - одному из создателей мюзикла, который отпел за Catherine Parr в импровизированной концертной версии спектакля.
"Привет любителям мюзиклов и не только!
Меня зовут Дарья, и если вы любите фильмы, мюзиклы и биографии их создателей так же, как люблю их я, то этот канал для Вас!"

Дарья
поклонник жанра
Примеры постов
Речь пойдет о книге для подростков Малики Ферджух «Мечтатели Бродвея» – и да, это как раз то произведение, которое поможет взглянуть изнутри на мир бродвейских мюзиклов и голливудских фильмов.

1948 год. Война закончилась целых три года как, но даже в Нью-Йорке все еще ощущают ее последствия. Главные герои книги – молодые люди, которые выросли в войну. 16-летний Джослин приезжает из Франции с надеждой обустроиться в пансионате и зажить новой жизнью, американской мечтой. Но неприятности начинаются уже с порога.

По воле случая он окажется единственным жильцом мужского пола в женском пансионате и да, его будут окружать девушки. Все как на подбор – красавицы – танцуют, поют, проходят прослушивания на роли в театрах, снимаются в рекламе, мечтают о карьере, славе, но пока довольствуются малым. Внешне жизнь яркая и насыщенная, наполненная мечтой оказывается жизнью тяжелой, тернистой и порой, на грани выживания.

Это одна из причин, по которым меня зацепила книга. Бродвей и Голливуд – это не блеск и мишура, это порой сломанные судьбы и безумно жесткий отбор.
Примеры постов
«Очень Поттеровский мюзикл» – это мюзикл-пародия от студентов Мичиганского университета, которые в 2009 году выпустили эту смешную постановку для самих себя, друзей, близких, родственников. Они и не думали, что популярность мюзикла выйдет за пределы университетской постановки.

Но загрузив видео на Ютуб для тех своих знакомых, которые не видели мюзикл, они неожиданно обрели популярность у большого количества народа – быстро набрали миллионы просмотров и просьбу обязательно сделать продолжение.

Так мюзикл вышел в массы – ребята, создавшие его, зарегистрировали свою театральную компанию «Тим Старкидс», и начали создавать другие мюзиклы.

В 2010 году выпустили продолжение «Очень поттеровского мюзикла» - «Очень поттеровский сиквел». В отличие от своего предшественника, у «сиквела» был даже небольшой бюджет, так что постановка стала качественно лучше.
Примеры постов
Для начала нужно было провести кастинг – масштабный настоящий кастинг с дикой конкуренцией – таких в Москве, по признаниям создателей мюзикла, на тот момент еще не проводили.

Он длился не день и не два – так как «Метро» был молодежным мюзиклом, создателям требовались молодые люди: не особо известные, начинающие артисты, способные тонко прочувствовать своих героев, сыграть самих себя.

Возможно, вы, как и я, удивитесь, когда узнаете, каких знаменитых в наше время артистов объединил этот мюзикл. Про некоторых я и подумать бы не могла – настолько мы привыкли видеть их в другом амплуа!

Мигель, Павел Майков, Алексей Серебряков, Теона Дольникова, Эвелина Бледанс, Дмитрий Певцов, Гоша Куценко, Светлана Светикова, Теона Контридзе, Антон Макарский и многие другие.

На этом мюзикле Антон Макарский познакомился со своей будущей женой певицей Викторией Морозовой – и по праву называет этот проект судьбоносным.

Этот мюзикл стал стартовой площадкой для 15-летних Светланы Светиковой и Теоны Дольниковой, а актер Павел Майков рассказывает, что благодаря «Метро» научился петь и создал две музыкальные группы.
"Блог о мюзиклах и театре. Автор - Анастасия Глаголева. Увлекаюсь театром с 2002 года, сотрудничала с многими мюзиклами и другими постановками".

Анастасия
smm-менеджер
Примеры постов
Тут в Британии тож поставили мюзикл на удаленке, притом не абы какой, а The Last Five Years, который я видела в трех невероятно крутых версиях разных режиссеров (в том числе и в постановке самого автора мюзикла Джейсона Роберта Брауна).

Ну... теперь я знаю, как его можно испортить. И что не стоит делать при постановке спектакля в удаленка-видео-формате. К примеру, нельзя ставить в общих сценах героев на разном расстоянии от камеры, чтоб у них глаза не совпадали. Нельзя «менять правила игры»: если у тебя воображаемый друг за кадром, то, когда этот воображаемый персонаж через час появляется в кадре, это странно. Еще страннее, когда девушка сидит с воображаемым парнем в машине, и она на переднем пассажирском, а он — на заднем.

Это было не ужасно. Но и Лорен Сэмюельс, и Денни Бекер местами переигрывали. А еще они очень мало смотрели в камеру - то есть мне в глаза. Это тоже мешало к ним проникнуться.

В общем, вариант в постановке Лорен я оцениваю на троечку. Даже с имеющимся ресурсом и в предлагаемых обстоятельствах можно ставить более нежно и менее банально.
Примеры постов
Мюзикл Pretty Woman я откладывала до «когда-нибудь потом», потому что цены они зарядили конские. Но чуваки объявили раш тикетс, и я поймала нам билеты в партер где-то за четверть их обычной стоимости, ура.

Премьера «Красотки» прошла всего за пару дней до этого. Сами ревью я не читала, но видела, что звездочек спектаклю наставили маловато. В общем, оказалось лучше, чем я ожидала, но хуже, чем могло бы быть.

Главная проблема для меня была не в «ах, они романтизируют проституцию и сказочки про добрых миллионеров» (ну камон, мы выросли на этом фильме и любим его с детства). А в том, как музыкальный материал (написанный, кстати, Брайаном Адамсом) оказался «недостаточно мюзикловым». Такое ощущение, что чувак просто написал альбом баллад и пару номеров побыстрее, а потом рандомно раскидал их по персонажам.

И вот они отдельно «играют историю», а отдельно поют балладки. Описывая свои состояния, а не проживая их. Рассказывая, а не показывая, что чувствуют. (Снова немножко повеяло Театром Оперетты ).
Примеры постов
Семь лет назад я влюбилась в мюзикл «Я Эдмон Дантес». Несмотря на три длинных акта, после которых я не успевала на последние автобусы в область и переплачивала за такси. Вопреки всем несовершенствам, которые там, несомненно, были.

Но все несовершенства затмевал интересный материал, грамотно и интересно поставленный замечательным режиссером Егором Дружининым и исполняемый просто дримкастом из офигенских и любимых артистов.
Я смотрела ЯЭД при каждой возможности, но — не насмотрелась. Поэтому когда узнала о гастролях постановки из Барнаула, сразу купила билет!

Сразу скажу, мне было плохо и грустно. Я готовилась сделать некоторую «скидку на провинциальность», но скидывать пришлось бы практически всё. Вместо точной режиссуры Егора я получила прямую как оглобля и тупую как валенок прямолинейную режиссуру. Вместо остроумной хореографии — унылые лица и выразительность деревянных матрешек. Вместо берущего за душу исполнения — печальный шепот, вместо игры актеров — сложные щи и самолюбование...
"Друзья, наверняка многие из вас знают, что Дмитрий Богачев был автором идеи бродвейского мюзикла «Анастасия», который уже несколько лет с большим успехом идет в Америке, Европе и Азии.

В нашем телеграм-канале Дмитрий впервые в деталях поделится историей его создания — от возникновения замысла до премьеры на Бродвее, познакомит с замечательными профессионалами, которые стали его творческими союзниками в этом проекте, и расскажет о сложностях, с которыми ему пришлось столкнуться.

Это будет серия постов, объединенных рубрикой #JourneyToThePast, с фотографиями, видео и аудио — некоторые из них никогда не публиковались".

Дмитрий
продюсер
Примеры постов
Началась эта история в Москве, когда мои младшие дочери — семилетняя Соня и пятилетняя Тоня — в очередной раз захотели посмотреть полнометражный анимационный фильм «Анастасия» компании «Двадцатый век Фокс», который я уже выучил наизусть.

Дети часто пересматривают одно и то же, и я не сопротивлялся: мультфильм не надоедал, а музыку из него хотелось слушать снова и снова. Тогда и родилась идея превратить этот богатый во всех смыслах материал в мюзикл. Ведь он обладал всеми необходимыми качествами: в нем были и захватывающие приключения, и подлинная драма на фоне реальных исторических событий, и, конечно, трогательная романтическая линия.

Я очень хорошо помню момент, когда создатели песен к мультфильму — автор текстов Линн Аренс и композитор Стивен Флаэрти — откликнулись на мое предложение сделать сценическую версию. Их полное энтузиазма письмо я получил мартовским утром 2011 года, собираясь на работу в Театр МДМ
Примеры постов
Мне хотелось сделать финал «Анастасии» по-настоящему драматичным. Глеб, движимый чувством долга в его большевистском понимании и желанием отомстить за отца, ставит себе цель довести страшное дело до конца: на земле не должно остаться ни одного преемника Романовых.

Убежденный чекист, он преследует Анастасию и одновременно борется с возникшими к ней чувствами. Этот внутренний конфликт приводит героя на парижский мост Александра III. Там, подобно инспектору Жаверу из «Отверженных», не в силах выбрать между долгом и любовью, Глеб бросается в Сену.

Терренсу понравилась такая развязка, но остальных смущала параллель с «Отверженными» (как будто бы такой финал раз и навсегда заказан для других произведений). Настаивать мы с Терренсом не стали, но мост в пьесе все-таки сохранили.

Кстати, использовать мост как символ Петербурга и Парижа, который ведет из прошлого в настоящее и соединяет людей, предложил художник Зиновий Марголин, когда мы с ним обсуждали российскую постановку.
Примеры постов
Кристи Алтомар в роли Ани тоже была хороша. Познакомился я с ней и Дереком Клена, исполнителем роли Дмитрия, в конце мая 2016 года на премьере в театре «Хартфорд Стейджес» (Хартфорд, штат Коннектикут), где проходил try-out «Анастасии» — короткий «добродвейский» прокат. Они не могли поверить, что меня зовут Дмитрий, а мою жену — Анастасия, полагая, что я просто шучу.

Там же на премьере я подружился с Рамином Каримлу — нашим Глебом, с которым до этого был знаком заочно по лондонской постановке «Призрака Оперы» и ее сиквелу «Любовь не умирает никогда», где они блистательно играли вместе с лучшей Кристин — Сьеррой Боггесс.

Кстати, недавно мы с Рамином и Сьеррой (с ней мы познакомились во время подготовки так и несостоявшейся из-за пожара французской постановки «Призрака») завели разговор об их концертах в Москве. Если эти планы претворятся в жизнь, это будет первым в истории концертом настоящих бродвейских звезд такого калибра в России!
За последний год ситуация с мюзикловыми блогерами значительно улучшилась. Хотя это всё еще капля в море по сравнению с бродвейской или вест-эндовской индустрией со множеством блогов, подкастов, каналов от специалистов и фанатов жанра. Поэтому предлагаем несколько идей для новых авторов, которые можно и нужно украсть.

У нас царит звенящая тишина по темам звукорежиссуры, сценографии, хореографии, художественного оформления и администрировании процесса постановки и проката мюзикла. Также было бы интересно почитать блог сотрудника службы зала — взгляд на Front of House до, во время и после спектакля. Наконец, очень не хватает взгляда изнутри на профессию артиста мюзикла, поэтому канал действующего исполнителя ролей в постановках или студента курса ГИТИС аудитория тоже оторвет с руками.

Пару слов насчет платформ. В нашем топе есть и Телеграм, и Инстаграм, и Яндекс Дзен, и Фейсбук, и Метриум. Каждый из них имеет свои преимущества для определенного вида контента и целевой аудитории. На месте новых авторов я бы также посмотрела в сторону ТикТок. И помните: кроме нас с вами никто не напишет историю и теорию российского мюзикла, поэтому пишите, читайте и приближайте светлое будущее, когда этот материал будет называться Топ-100!
Made on
Tilda